Открытие 14 Апрель 1987
|
Д.Гонтаренко |
* Страница содержит набор информации и окончательно не отредактирована
Выставки «ЭХО» проходили весной и имели широкий общественный резонанс. За короткий срок существования ЭХО провело три ретроспективных выставки в которых приняли активное участие около тридцати авторов. Все экспозиции были развернуты в одном из павильонов выставочного сквера «Флора». Помимо живописи, графики и скульптуры, на выставках звучали стихи и музыка эховцев и их друзей.
Основные направления представленной на выставках живописи, графики и скульптуры были навеяны такими течениями как Абстракционизм, Символизм, и Сюрреализм. 3000 зрителей и любителей искусства пришли на открытие выставки. Официально, по платежной ведомости, через залы выставки прошло 12000 человек. Входной билет стоил 30 копеек. А сколько не официальных посетителей, родственников и друзей, и средств которые не попали в платежку а пошли художникам на "чай" остаётся только догадываться. Если мы умножим на три это будет скорее близко к истине.
Несмотря на отсутствие рекламы, организаторы продавали по тысяче билетов в день. Впервые художники, тогда еще любители, почувствовали что искусство может не только приносить радость показа зрителям но и приносить определенный доход. "Воистину, единственный способ выразить свою признательность художнику – это купить его картину " - Пьер Огюст Ренуар.
Поскольку первая выставка проходила в Апреле, весной, в воздухе чувствовался дух обновления и перемен. И это ощущали все и художники и зрители. На выставках обычно царила почти благоговейная торжественная тишина, играла амбиент музыка, люди молча смотрели картины или тихо переговаривались обмениваясь впечатлениями. Художников присутствующих в зале, зрители буквально атаковали на выходе задавая вопросы на самые разнообразные темы. Многих интересовало что тот или иной автор хотел выразить, изобразить, и почему именно таким образом.
Вот как описывает реакцию первых зрителей посетивших экспозицию Д. Гонтаренко, "Словами описать невозможно, тогда в апреле 87-ого Это был такой эмоциональный Шторм!, которого мы сами не ожидали. По Омску прошло Торнадо! Даже сейчас не могу вспоминать об этом спокойно."
Так как подобная экспозиция проходила в городе впервые, многие были дезориентированы, не готовы понимать и сопереживать. Несмотря на это интерес был живым и искренним. Большинство зрителей не знало что ожидать от посещения выставки но почти каждый зритель уходил ошеломленным, или задумчивым, переосмысляя что-то в своем видении мира.
"На выставки ЭХО валил весь Омск. В центре зала «Христос Святого Иоанна Креста» Сальвадора Дали , Вокруг – не менее шокирующие работы наших и, собственно, они – длинноволосые и слегка пьяные уже с утра. На улице беспрестанно курят, тут же омывается очередная сделка – картины продаются.
Каким-то образом о выставке узнают мировые знаменитости, и продаются даже дорогие картины. По некоторой информации, полотна там приобрели поэты Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский. На ЭХО, как выразился один знакомый пейзажист, «отметились почти все повылазившие из андеграунда» художники Омска. Это был праздник свободы и вседозволенности.
Таких выставок, как в тот период, в Омске потом еще не было долго. Особая атмосфера позднего «совка» как ничто лучше позволила одним творить, а вторым всем этих восхищаться и покупать. Для современного искусства это, что называется, идеальное сочетание факторов времени и места." - Игорь Гурьянов(участник выставок Башня, ученики Ильи Глазунова)
Члены творческого объединения открыто экспериментировали с мало известными тогда и порой запрещенными направлениями искусства открыто заявляя о своем праве на инакомыслие.
Вот как описывал свое видение искусства Евгений Вигилянский - "Красота, несомненно, спасет мир, только неизвестно, чья. Мир изменять бессмысленно, нужно пытаться понять, каков он на самом деле. Была определенная традиция постмодернистской интерпретации алхимических изобретений, а я пытаюсь понять, чем являются алхимические символы и знания в сегодняшнем мире. Сегодня идеология науки размыта, поэтому активно возрождается интерес к так называемым лженаукам. Мои картины некоммерческие, поэтому участвую в выставке, чтобы в очередной раз заявить о себе."
Помимо увлечения искусством для молодых авторов большое значение имела музыка. Многие из них увлекались зарубежным роком, такими известными тогда рок группами как Pink Floyd, Black Sabbath, King Crimson, ELO, etc. Это увлечение объединяло их в своеобразный рок-клуб с изобразительным уклоном.
В воздухе даже витала идея пригласить на выставку друзей музыкантов, легендарную впоследствии панк-рок группу Гражданская Оборона. Музыка коллектива на начальном этапе представляла собой панк-рок с сильным гаражным влиянием, сохранявшимся на всём протяжении творческой деятельности группы, а в 1990-х годах её стилистика сместилась в сторону психоделического рока.
«Гражданская оборона» являлась одной из наиболее влиятельных панк-рок-групп СССР и России.
Предложение было предоставить Омскому андеграунду сценическую площадку на крыше
павильона. Основатель группы Егор Летов, тогда никому неизвестный, и Олег Судаков "Манагер" группы активно поддерживали эту идею. Хотя дальше дискуссий этот совместный перформанс не пошел в силу технических причин и эстетических разногласий.
В 1987 году группа выехала на первый Новосибирский рок-фестиваль (10—13 апреля 1987). Мана́гер — российский музыкант из Омска, поэт, художник-коллажист и публицист, соавтор нескольких текстов группы «Гражданская оборона», сооснователь рок-группы «Коммунизм», «Манагер и Родина» панк-группы «Анархия» и «Армия Власова».
По словам одного из создателей плаката «ЭХО», идея плаката была навеяна обложкой одного из альбомов группы Queen.
Е.Трифонов разработал предварительный набросок плаката а его доработку и подготовку к печати было поручено Д.Гонтаренко и Е. Вигилянскому как художникам наиболее виртуозным в фото-реализме.
По словам Д. Гонтаренко - "Трифонов притащил эскиз и очень настаивал что бы его один в один повторили... И мне пришлось основательно повозится в переделке что б совсем уж один в один не повторять квиновский дизайн...))) практически переделать... мне же макет переснимать пришлось для печати... носил к своему знакомому у которого широкий кодак слайдовый был... и даже не у знакомого, а у знакомого знакомого ...фотограф Слава Здоров... работал в фотоателье "современник"... ничего кроме кодака дом печати не принимал, и все равно цвет при печати исказили..."
Выставки «ЭХО» проходили весной и имели широкий общественный резонанс. За короткий срок существования ЭХО провело три ретроспективных выставки в которых приняли активное участие около тридцати авторов. Все экспозиции были развернуты в одном из павильонов выставочного сквера «Флора». Помимо живописи, графики и скульптуры, на выставках звучали стихи и музыка эховцев и их друзей.
Основные направления представленной на выставках живописи, графики и скульптуры были навеяны такими течениями как Абстракционизм, Символизм, и Сюрреализм. 3000 зрителей и любителей искусства пришли на открытие выставки. Официально, по платежной ведомости, через залы выставки прошло 12000 человек. Входной билет стоил 30 копеек. А сколько не официальных посетителей, родственников и друзей, и средств которые не попали в платежку а пошли художникам на "чай" остаётся только догадываться. Если мы умножим на три это будет скорее близко к истине.
Несмотря на отсутствие рекламы, организаторы продавали по тысяче билетов в день. Впервые художники, тогда еще любители, почувствовали что искусство может не только приносить радость показа зрителям но и приносить определенный доход. "Воистину, единственный способ выразить свою признательность художнику – это купить его картину " - Пьер Огюст Ренуар.
В. Бугаев и зрители |
Поскольку первая выставка проходила в Апреле, весной, в воздухе чувствовался дух обновления и перемен. И это ощущали все и художники и зрители. На выставках обычно царила почти благоговейная торжественная тишина, играла амбиент музыка, люди молча смотрели картины или тихо переговаривались обмениваясь впечатлениями. Художников присутствующих в зале, зрители буквально атаковали на выходе задавая вопросы на самые разнообразные темы. Многих интересовало что тот или иной автор хотел выразить, изобразить, и почему именно таким образом.
Вот как описывает реакцию первых зрителей посетивших экспозицию Д. Гонтаренко, "Словами описать невозможно, тогда в апреле 87-ого Это был такой эмоциональный Шторм!, которого мы сами не ожидали. По Омску прошло Торнадо! Даже сейчас не могу вспоминать об этом спокойно."
А. Владимирова и зрители |
"На выставки ЭХО валил весь Омск. В центре зала «Христос Святого Иоанна Креста» Сальвадора Дали , Вокруг – не менее шокирующие работы наших и, собственно, они – длинноволосые и слегка пьяные уже с утра. На улице беспрестанно курят, тут же омывается очередная сделка – картины продаются.
А.Гончарук, (Радзиевский), И.Гурьянов, Ю.Грибановский |
Каким-то образом о выставке узнают мировые знаменитости, и продаются даже дорогие картины. По некоторой информации, полотна там приобрели поэты Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский. На ЭХО, как выразился один знакомый пейзажист, «отметились почти все повылазившие из андеграунда» художники Омска. Это был праздник свободы и вседозволенности.
Add caption |
Таких выставок, как в тот период, в Омске потом еще не было долго. Особая атмосфера позднего «совка» как ничто лучше позволила одним творить, а вторым всем этих восхищаться и покупать. Для современного искусства это, что называется, идеальное сочетание факторов времени и места." - Игорь Гурьянов(участник выставок Башня, ученики Ильи Глазунова)
Д.Гонтаренко и зрители |
Члены творческого объединения открыто экспериментировали с мало известными тогда и порой запрещенными направлениями искусства открыто заявляя о своем праве на инакомыслие.
Евгений Вигилянский |
Вот как описывал свое видение искусства Евгений Вигилянский - "Красота, несомненно, спасет мир, только неизвестно, чья. Мир изменять бессмысленно, нужно пытаться понять, каков он на самом деле. Была определенная традиция постмодернистской интерпретации алхимических изобретений, а я пытаюсь понять, чем являются алхимические символы и знания в сегодняшнем мире. Сегодня идеология науки размыта, поэтому активно возрождается интерес к так называемым лженаукам. Мои картины некоммерческие, поэтому участвую в выставке, чтобы в очередной раз заявить о себе."
Гражданская Оборона 1987 Е.Летов, О.Судаков "Манагер" |
В воздухе даже витала идея пригласить на выставку друзей музыкантов, легендарную впоследствии панк-рок группу Гражданская Оборона. Музыка коллектива на начальном этапе представляла собой панк-рок с сильным гаражным влиянием, сохранявшимся на всём протяжении творческой деятельности группы, а в 1990-х годах её стилистика сместилась в сторону психоделического рока.
«Гражданская оборона» являлась одной из наиболее влиятельных панк-рок-групп СССР и России.
Предложение было предоставить Омскому андеграунду сценическую площадку на крыше
"Манагер" 1984 набросок Ю. Грибановский |
В 1987 году группа выехала на первый Новосибирский рок-фестиваль (10—13 апреля 1987). Мана́гер — российский музыкант из Омска, поэт, художник-коллажист и публицист, соавтор нескольких текстов группы «Гражданская оборона», сооснователь рок-группы «Коммунизм», «Манагер и Родина» панк-группы «Анархия» и «Армия Власова».
Queen II, 1974 |
Е.Трифонов разработал предварительный набросок плаката а его доработку и подготовку к печати было поручено Д.Гонтаренко и Е. Вигилянскому как художникам наиболее виртуозным в фото-реализме.
По словам Д. Гонтаренко - "Трифонов притащил эскиз и очень настаивал что бы его один в один повторили... И мне пришлось основательно повозится в переделке что б совсем уж один в один не повторять квиновский дизайн...))) практически переделать... мне же макет переснимать пришлось для печати... носил к своему знакомому у которого широкий кодак слайдовый был... и даже не у знакомого, а у знакомого знакомого ...фотограф Слава Здоров... работал в фотоателье "современник"... ничего кроме кодака дом печати не принимал, и все равно цвет при печати исказили..."
По словам В. Новикова прототипом плаката была также фотогрфия его брата Евгения, которая была использована в одной из его живописных работ.
Популярность плаката ЭХО была настолько велика что многие его копировали и редактировали.
одна из копий |
Одна из таких копий даже попала в историю как подлинник, когда Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля совместно с Городским музеем «Искусство Омска» опубликовал ее на странице посвященной 20-летию образования «ЭХО».
На этом плакате, скопированным довольно условно, есть фактические ошибки в написании; Experience Art Union вместо Experimental Art Group - что в переводе означает опытный художественный профсоюз а не Экспериментальное Художественное Объединение.
Add caption |
"Ученики Глазунова" 1989 Ю. Грибановский, И. Гурьянов, Р. Курносов, О. Николаенко, Ю. Потапов, А. Гончарук |
А. Исланов - "ЭХОвских выставок было всего две, потом начались склоки и деление власти, и организация распалась. В одной группе остались многие ,, старики,, а в другой во главе с Геной Манжаевым художники молодые. И эта группа путём отбора названий выбрала себе ,,Крест,, А прочие группки типa ,,Башни,, и пр. - это уже прилипалы и к ,,ЭХО,, отношение практически не имеют..."
«ЭХО» дало толчек появлению новых объединений Омских художников таких как: "Башня", "Крест", "Скит", "Ученики Глазунова" и другие. Все участники группы "Ученики Глазунова" уехали из Омска в поисках удачи в Санкт Петербург, так никогда больше и не вернувшись.
Первоначально молодые художники обосновались в заброшенном доме рядом с Невским проспектом на Пушкинской улице, знаменитый сегодня Арт-Центр Пушкинская 10. Дом был настоящей "колонией" искусства. Он приютил в разное время художникoв, скульпторов и музыкантов, такие группы как ДДТ, Аквариум, Кино, Митьки и тд.
В городе на Неве Омичи организовали новую арт-группу и назвали ее в дань уважения родных краев "Снег". Группа стала автором многих культурных проектов, программ и акций, организатором и участником выставок разных уровней — от неформальных уличных до выставок в традиционных музейных залах.
Но даже и сегодня, 30 лет спустя, чувствуются отголоски той первой выставки «ЭХО». Она оказала мощнейшее влияние на сегодняшнюю изобразительную культуру города Омска и Cибири в целом.
Большинство фотографий представленных на этом веб-сайте была снято Александром Ислановым. Фотографии выставки и участников были сняты первоначально на слайды и впоследствии переведены им в цифровой формат.
Отдельная благодарность Владимиру Новикову, Дмитрию Гонтаренко, и Юрию Грибановском за предоставленные архивные фото и материалы.
This comment has been removed by the author.
ReplyDeleteThis comment has been removed by the author.
ReplyDeleteThis comment has been removed by the author.
ReplyDelete