История

павильон Флора 2007
* Страница содержит набор информации и окончательно не отредактирована

Появление новой, неформальной страницы в истории изобразительного искусства Омска началось с первой выставки «ЭХО» 14 Апреля 1987 года. Одно из самых знаменитых художественных событий в культуре города того периода.
По мнению искусствоведов и историков, легендарная экспозиция положила начало взрывному росту новых талантов и отказ от предыдущей системы государственного художественного администрирования. Первая экспозиция новоиспеченного обéдинения проводилась недалеко от музея Ф.М.Достоевского и ХГФ омского пединститута в Выставочном Сквере по ул. Победы, 1 A павильон Флора.

A. Шиpяев, С.Чернышев,
... , B.Владимиpов
По неподтвержденным данным считается что знаменитый композитор Родион Щедрин дал толчок к организации «ЭХО». Во время сессии Союза композиторов в Омске, Щедрин обратил внимание на высокий уровень работ самодеятельных художников, выставлявшихся в Доме актера. Его высокая оценка и послужила толчком к организации последующей расширенной, ретроспективной экспозиции.
Основатели объединения Анатолий  Шиpяев, Владимиp Владимиpов, Евгений Тpифонов, и многие другие. Свою руку приложил и журналист Дмитрий Чижик, ставший первым председателем объединения. Они выработали программу и написали устав. В нем было три задачи: «1) Пропагандировать изобразительное, музыкальное, литературное и другие виды искусств молодых художников, не принадлежащих к другим организациям и союзам. 2) Стимулировать творческий рост работающих художников, имеющих свое творческое лицо. 3) Выявлять молодые творческие дарования и привлекать их к работе».
title update, 1985

Все участники не были официально признанными художниками и не состояли в Союзе художников СССР или России. В. Владимиров становится формальным лидером первого в городе неформального объединения художников. Финансовую поддержку в открытии выставки оказал художник В.Новиков, он из своих собственных средств оплатил провод горячей воды в павильон, которой предназначался для работы только летом.

Учебный корпус пединститута
ХГФ на Партизанской 1980
Членами объединения были студенты и недавние выпускники ХГФ ОмГПУ, а так-же уже сложившиеся творческие личности. Заручившись поддержкой начальника Управления культуры Омской области Н. М. Геновой, художники провели три (начиная с 1987 года) выставки.  За короткий срок существования в «ЭХО» приняли активное участие около тридцати авторов. Перестройка только набирала обороты. Еще была цензура и КПСС. Искусство принадлежало народу, которого кормили с ложечки эрзацем социалистического реализма. Неформалы вызывали приступы идеологической изжоги у многих членов Союза художников (и не только).
Студенты ХГФ, 1981
О. Овчинникова, Ю. Грибановский 

"Как-то ко мне домой пришли Женя Вигилянский и Саша Ярцев и предложили принять участие в создании объединения, у которого в то время еще не было названия. Я пришел на первое заседание. Помнится на нём прозвучало довольно много философских речей об искусстве и направлениях в нём. Тем немение начало было положено. Был написан устав, намечена программа действий, выработана определенная стратегия. Название появилась не сразу. Кто его предложил не уверен, кажется Ширяев. Я же вместе с Вигилянским участвовал в разработке плаката, который нам потом поручили расклеить в центре Омска. Делали мы это ночью на свой стрх и риск. И уже на следующий день весь город узнал о существовании ЭХО. " - Дмитрий Гонтаренко (участник Эхо-1, Эхо-2)

Подготовка к открытию выставки
Сам воздух в организации был насыщен ожиданием чего-то большого, в нем чувствовалось приближение каких-то глобальных перемен, что-то удивительное должно было свершиться. На своих собраниях и во время подготовки к первой выставке художники не переставая спорили об искусстве и месте художника в искусстве.

Е. Вигилянский, A. Шиpяев
О том что и как должно изображаться, в какой манере, стиле, технике. Такие термины как дадизм, абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, итд.  были у всех на устах. Одна из центральных тем обсуждений - в какой момент художник любитель превращается в художника профессионала. И это вполне естественно, поскольку никто то из из собравшихся не имел официального статуса художника. Они были они были кто угодно: оформители, любители, реставраторы и тд. но только не "официальные" художники. Владимир Бугаев часто в шутку говорил, "Ребята ну о чём вы спорите. Вопрос этот очень простой, если продал хотя бы одну из работ - значит ты уже настоящий художник."

в подсобном помещении выставки
Неформальные сборы художников проходили в подсобном помещении павильоны Флора. За стаканом традиционного "чая" страсти накалялись до предела. Абстракционисты и Сюрреалисты пытались доказать правоту именно своего видения мира. Зачастую дело доходило до рукопашной. Молодость брала свое, но! все это было об искусстве и о своем предназначении в нем.

Из воспоминаний одного из из участников объединения, "Атмосфера в Эхо была весьма демократичная. Меня как молодого художника встретили и приняли без всяких условий.
Mастерская ХГФ, 1980
"подпольная" выставка сюрреалистов
Пономаренко Саша, 
Вигилянский Женя, 
Мельников Шура, 
Ярцев Саша, 
Ватолин Серёжа
Александр Кляцкий,
Фил, Филимонов,
Александр Исланов,
Александр Завьялов,
Левко Игорь,
Юрий Грибановский,
Игорь Левченко 
С многими участниками объединение Я уже был знаком к тому времени по одной из так называемых "подпольных" выставок сюрреалистов на художественно графическом факультете ХГФ. Это произошло где-то в конце семидесятых, начале восьмидесятых. По-моему, Вигилянский привел меня на один из просмотров и попросил принести несколько работ. Поздно вечером после занятий в одной из мастерских Худграфа мы разложили на полу свои "шедевры". Впечатление от увиденного у меня было мощным. Все работы были совершенно не похожи на что-либо мною когда нибудь виденного.

Мое вступление в ЭХО произошло перед началом их 2й выставки. На первую выставку я не попал потому что пребывал в рядах Советской Армии, но все-таки мне удалось ее посетить. Я чувствовал себя весьма волнительно, вполне естественно. В объединении к тому времени принимали участие довольно большие авторы такие как Бугаев, Владимиров, Гонтаренко, Манжаев и другие. Там я встретил много знакомых лиц, выпускников Худграфа, но и много ранее мне незнакомых. Но как оказалось никто не собирался меня критиковать, давать указания, или читать наставления.

Все были весьма дружелюбны, доброжелательны и заинтересованы в новом молодом художнике. Сама атмосфера группы была наэлектризована ощущением того что мы делаем одно дело, несмотря на разницу в возрасте, образовании, художественных вкусов, итд." - Юрий Грибановский (участник выставок Эхо, Башня, ученики Ильи Глазунова) 

В. Hовиков, ,  A. Шиpяев
Как любил повторять Анатолий Ширяев – художника может обидеть каждый. Ширяев - замечательный, добрейшей души человек, несмотря на тяжелейшее финансовое положение, старался помочь таким же «неуспешным» художникам, пробивая через минкульт подвалы для мастерских. Летом, чтобы заработать на жизнь, рисовал портреты отдыхающих в парках.

По словам участников выставки раскол «ЭХО» произошел в результате ссоры двух основных ее организаторов Владимирова и Новикова. Во время развески картин произошел скандал по поводу местонахождение картин абстракционистов и сюрреалистов. Новиков настаивал на том что работы тонкой живописи такие как Гонтаренко и Вигилянского требуют больше света в отличие от крупноформатных абстрактных полотен.
Открытие
Все хотели чтобы их работы и находились ближе к свету а в теневую часть павильона предоставляли своим оппонентам.
После этого на общем собрании Владимир Новиков написал два имени на листе бумаги, свое и Владимирова, и попросил всех участников подписаться на листе под именем, лидера которого они предпочитают. Так закончилась «ЭХО-1» и началось «ЭХО-2».

В. Новиков - "Kогда была развеска картин, Владимиров на самые центральные места повесил свои картины, а Вигу, Гонтаря по краям, далеко от окон ,там темновато и цвет не играл, вот я и психанул и наорал на него и пригрозил :-D, после этого уже мира не могло быть и представляешь через месяц Владимирова хату обокрали (какая случайность), я всегда хотел что бы всем было здоровo, даже оплатил что бы в павельон провели горячую воду и подключил батареи, павильон был летний и холодный.
Kогда было собрания, я взял два листка на одном написал Новиков на другом Владимиров , подходили парни и вносили себя кто куда, Вига, Гонтарь, Бугаев, Ярчик, Исланов, Грибановский, и много ище кто ушел на мою сторону, так и оброзовалось Эхо -2"

дк. завод Лобкова в Омске
Вот как описывает распад группы Д. Гонтаренко - "На мой взгляд, по причине того, что объединение из неформального стало превращаться в формальное. Когда этот процесс стал очевиден, Я даже отказался участвовать в 3-й выставки. Для меня не для объединения Она же оказалась и последний."

Объединение «ЭХО-3» раскололось на две группы. По словам организатора группы Крест Геннадия Манжаева, "На каком-то этапе "эховцы" стали чувствовать, что им тесно находиться вместе. Появились два лагеря – ВЛАДИМИРОВ и МАНЖАЕВ. Творческой разницы особо не было, были чисто принципиальные какие-то вещи. Возле меня собрались художники, которые ближе мне. И потом, в "ЭХО" уже начались какие-то такие проявления… власти"


4 comments:

  1. Расторгуев,Владимиров,Дорошкевич,

    ReplyDelete
  2. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  3. This comment has been removed by a blog administrator.

    ReplyDelete
    Replies
    1. От куда информация о Трифонове? Знаете что либо о его судьбе?

      Delete