Выставки


Д.Гонтаренко
Выставки «ЭХО» проходили весной и имели широкий общественный резонанс. За короткий срок существования ЭХО провело три ретроспективных выставки в которых приняли активное участие около тридцати авторов. Все экспозиции были развернуты в одном из павильонов выставочного сквера «Флора». Помимо живописи, графики и скульптуры, на выставках звучали стихи и музыка эховцев и их друзей. 

А.Гончарук, (Радзиевский),
И.Гурьянов, Ю.Грибановский
Основные направления представленной на выставках живописи, графики и скульптуры были навеяны такими течениями как Абстракционизм, Символизм, и Сюрреализм. 3000 зрителей и любителей искусства пришли на открытие выставки. 

Несмотря на отсутствие рекламы, организаторы продавали по тысяче билетов в день. Впервые художники, тогда еще любители, почувствовали что искусство может не только приносить радость показа зрителям но и приносить определенный доход. "Воистину, единственный способ выразить свою признательность художнику – это купить его картину " - Пьер Огюст Ренуар.
В. Бугаев и зрители

Поскольку первая выставка проходила в Апреле, весной, в воздухе чувствовался воздух обновления и перемен. И это ощущали все и художники и зрители. На выставках обычно царила почти благоговейная торжественная тишина, играла амбиент музыка, люди молча смотрели картины или тихо переговаривались обмениваясь впечатлениями. Художников присутствующих в зале, зрители буквально атаковали на выходе задавая вопросы на самые разнообразные темы. Многих интересовало что тот или иной автор хотел выразить, изобразить, и почему именно таким образом. 
Вот как описывает реакцию первых зрителей посетивших экспозицию Д. Гонтаренко, "Словами описать невозможно, тогда в апреле 87-ого Это был такой эмоциональный Шторм!, которого мы сами не ожидали. По Омску прошло Торнадо! Даже сейчас не могу вспоминать об этом спокойно."
Так как подобная экспозиция проходила в городе впервые, многие были дезориентированы, не готовы понимать и сопереживать. Несмотря на это интерес был живым и искренним. Большинство зрителей не знало что ожидать от посещения выставки но почти каждый зритель уходил ошеломленным, или задумчивым,  переосмысляя что-то в своем видении мира.
А. Владимирова и зрители

"На выставки ЭХО валил весь Омск. В центре зала «Христос Святого Иоанна Креста» Сальвадора Дали , Вокруг – не менее шокирующие работы наших и, собственно, они – длинноволосые и слегка пьяные уже с утра. На улице беспрестанно курят, тут же омывается очередная сделка – картины продаются. 

Каким-то образом о выставке узнают мировые знаменитости, и продаются даже дорогие картины. По некоторой информации, полотна там приобрели поэты Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский. На ЭХО, как выразился один знакомый пейзажист, «отметились почти все повылазившие из андеграунда» художники Омска. Это был праздник свободы и вседозволенности. 
Add caption

Таких выставок, как в тот период, в Омске потом еще не было долго. Особая атмосфера позднего «совка» как ничто лучше позволила одним творить, а вторым всем этих восхищаться и покупать. Для современного искусства это, что называется, идеальное сочетание факторов времени и места." - Игорь Гурьянов(участник выставок Башня, ученики Ильи Глазунова)
Д.Гонтаренко и зрители

Члены творческого объединения открыто экспериментировали с мало известными тогда и порой запрещенными направлениями искусства открыто заявляя о своем праве на инакомыслие.
Евгений Вигилянский

Вот как описывал свое видение искусства Евгений Вигилянский - "Красота, несомненно, спасет мир, только неизвестно, чья. Мир изменять бессмысленно, нужно пытаться понять, каков он на самом деле. Была определенная традиция постмодернистской интерпретации алхимических изобретений, а я пытаюсь понять, чем являются алхимические символы и знания в сегодняшнем мире. Сегодня идеология науки размыта, поэтому активно возрождается интерес к так называемым лженаукам. Мои картины некоммерческие, поэтому участвую в выставке, чтобы в очередной раз заявить о себе." 


Queen II, 1974
Помимо увлечения искусством для молодых авторов большое значение имела музыка. Многие из них увлекались зарубежным роком, такими известными тогда рок группами как Pink Floyd, Black Sabbath, King Crimson, ELO, etc. Это увлечение объединяло их в своеобразный рок-клуб с изобразительным уклоном.

В воздухе даже витала идея пригласить на выставку друзей музыкантов, легендарную впоследствии панк-рок группу Гражданская Оборона. Предложение было предоставить Омскому андеграунду сценическую площадку на крыше павильона. Основатель группы Егор Летов, тогда никому неизвестный, и "Манагер" группы активно поддерживали эту идею. Хотя дальше дискуссий этот совместный перформанс не пошел в силу технических причин и эстетических разногласий.

Гражданская Оборона 1987
По словам одного из создателей плаката «ЭХО», идея плаката была навеяна обложкой одного из альбомов группы Queen.

одна из копий
Е.Трифонов разработал предварительный набросок плаката а  его доработку и подготовку к печати было поручено Д.Гонтаренко и Е. Вигилянскому как художникам наиболее виртуозным в фото-реализме. Д. Гонтаренко - "мне же макет переснимать пришлось для печати... носил к своему знакомому у которого широкий кодак слайдовый был... и даже не у знакомого, а у знакомого знакомого ...фотограф Слава Здоров... работал в фотоателье "современник"...  ничего кроме кодака дом печати не принимал, и все равно цвет при печати исказили..."
Популярность плаката ЭХО была настолько велика что многие его копировали и редактировали.
Одна из таких копий даже попала в историю как подлинник, когда Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля совместно с Городским музеем «Искусство Омска» опубликовал ее на странице посвященной 20-летию образования «ЭХО».
Add caption
На этом плакате, скопированным довольно условно, есть фактические ошибки в написании; Experience Art Union вместо Experimental Art Group - что в переводе означает опытный художественный профсоюз а не Экспериментальное Художественное Объединение.

Сибирский андеграунд в 1980-е годы как индивидуальные художественные практики «неформатных» художников, существовавших вне системы, иногда образовывавших небольшие неформальные сообщества друзей, внутри которых царила полная свобода мысли и творчества. На этих «островах в океане» шла своя параллельная жизнь, развивалось «другое искусство», не ориентированное на конъюнктуру времени и идеологии, пытающиеся ответить на основные вопросы человеческого бытия на современном художественном языке, использовавшем достижения и русского авангарда, и европейского модернизма.


Большинство фотографий представленных на этом веб-сайте была снято и предоставлено Александром Ислановым. Фотографии выставки и участников были сняты первоначально на слайды и впоследствии переведены им  в цифровой формат.


Add caption

Add caption




Add caption

Add caption




В 2008 музеей им. Врубеля совместно с музеем «Искусство Омска» при поддержке министерства культуры Омской области провело выставку посвященную 20-летию неформального объединения "ЭХО".

No comments:

Post a Comment