История

павильон Флора 2007
Появление новой, неформальной страницы в истории изобразительного искусства Омска началось с первой выставки «ЭХО» 14 Апреля 1987 года. Одно из самых знаменитых художественных событий в культуре города того периода.
По мнению искусствоведов и историков, легендарная экспозиция положила начало взрывному росту новых талантов и отказ от предыдущей системы государственного художественного администрирования. Первая экспозиция новоиспеченного обéдинения проводилась недалеко от музея Ф.М.Достоевского и ХГФ омского пединститута в Выставочном Сквере по ул. Победы, 1 A павильон Флора.

Add caption
По неподтвержденным данным считается что знаменитый композитор Родион Щедрин дал толчок к организации «ЭХО». Во время сессии Союза композиторов в Омске, Щедрин обратил внимание на высокий уровень работ самодеятельных художников, выставлявшихся в Доме актера. Его высокая оценка и послужила толчком к организации последующей расширенной, ретроспективной экспозиции.
Основатели объединения Анатолий  Шиpяев, Владимиp Владимиpов, Евгений Тpифонов, и многие другие. Свою руку приложил и журналист Дмитрий Чижик, ставший первым председателем объединения. Они выработали программу и написали устав. В нем было три задачи: «1) Пропагандировать изобразительное, музыкальное, литературное и другие виды искусств молодых художников, не принадлежащих к другим организациям и союзам. 2) Стимулировать творческий рост работающих художников, имеющих свое творческое лицо. 3) Выявлять молодые творческие дарования и привлекать их к работе».
1985

Все участники не были официально признанными художниками и не состояли в Союзе художников СССР или России. В. Владимиров становится формальным лидером первого в городе неформального объединения художников. Финансовую поддержку в открытии выставки оказал художник В.Новиков, он из своих собственных средств оплатил провод горячей воды в павильон, которой предназначался для работы только летом.

Учебный корпус пединститута
ХГФ на Партизанской 1980
Членами объединения были студенты и недавние выпускники ХГФ ОмГПУ, а так-же уже сложившиеся творческие личности. Заручившись поддержкой начальника Управления культуры Омской области Н. М. Геновой, художники провели три (начиная с 1987 года) выставки.  За короткий срок существования в «ЭХО» приняли активное участие около тридцати авторов. Перестройка только набирала обороты. Еще была цензура и КПСС. Искусство принадлежало народу, которого кормили с ложечки эрзацем социалистического реализма. Неформалы вызывали приступы идеологической изжоги у многих членов Союза художников (и не только).

vig, shir
"Как-то ко мне домой пришли Женя Вигилянский и Саша Ярцев и предложили принять участие в создании объединения, у которого в то время еще не было названия. Я пришел на первое заседание. Помнится на нём прозвучало довольно много философских речей об искусстве и направлениях в нём. Тем немение начало было положено. Был написан устав, намечена программа действий, выработана определенная стратегия. Название появилась не сразу. Кто его предложил не уверен, кажется Ширяев. Я же вместе с Вигилянским участвовал в разработке плаката, который нам потом поручили расклеить в центре Омска. Делали мы это ночью на свой стрх и риск. И уже на следующий день весь город узнал о существовании ЭХО. " - Дмитрий Гонтаренко (участник Эхо-1, Эхо-2)

ehib
Сам воздух в организации был насыщен ожиданием чего-то большого, в нем чувствовалось приближение каких-то глобальных перемен, что-то удивительное должно было свершиться. На своих собраниях и во время подготовки к первой выставке художники не переставая спорили об искусстве и месте художника в искусстве.

О том что и как должно изображаться, в какой манере, стиле, технике. Такие термины как дадизм, абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, итд.  были у всех на устах. Одна из центральных тем обсуждений - в какой момент художник любитель превращается в художника профессионала. Владимир Бугаев часто в шутку говорил, "Ребята ну о чём вы спорите. Вопрос этот очень простой, если продал хотя бы одну из работ - значит ты уже настоящий художник."

"Атмосфера в Эхо была весьма демократичная. Меня как молодого художника встретили и приняли без всяких условий.
мастерская ХГФ, 1979 
С многими участниками объединение Я уже был знаком к тому времени по одной из так называемых "подпольных" выставок сюрреалистов на художественно графическом факультете ХГФ. Это произошло где-то в конце семидесятых, начале восьмидесятых. По-моему, Вигилянский привел меня на один из просмотров и попросил принести несколько работ. Я чувствовал себя весьма волнительно, вполне естественно. В объединении к тому времени принимали участие довольно большие авторы такие как Бугаев, Владимиров, Гонтаренко, Манжаев и другие. Но как оказалось никто не собирался меня критиковать, давать указания, или читать наставления.

Все были весьма дружелюбны, снисходительны и заинтересованы в новом молодом художнике. Сама атмосфера группы была наэлектризована ощущением того что мы делаем одно дело, несмотря на разницу в возрасте, образовании, художественных вкусов, итд." - Юрий Грибановский (участник выставок Эхо, башня, ученики Ильи Глазунова) 

shir nov
Как любил повторять Анатолий Ширяев – художника может обидеть каждый. Ширяев - замечательный, добрейшей души человек, несмотря на тяжелейшее финансовое положение, старался помочь таким же «неуспешным» художникам, пробивая через минкульт подвалы для мастерских. Летом, чтобы заработать на жизнь, рисовал портреты отдыхающих в парках.

По словам участников выставки раскол «ЭХО» произошел в результате ссоры двух основных ее организаторов Владимирова и Новикова.
Во время развески картин произошел скандал по поводу местонахождение картин абстракционистов и сюрреалистов. Новиков настаивал на том что работы тонкой живописи такие как Гонтаренко и Вигилянского требуют больше света в отличие от крупноформатных абстрактных полотен.
Add caption
Все хотели чтобы их работы и находились ближе к свету а в теневую часть павильона предоставляли своим оппонентам.
После этого на общем собрании Владимир Новиков написал два имени на листе бумаги, свое и Владимирова, и попросил всех участников подписаться на листе под именем, лидера которого они предпочитают. Так закончилась «ЭХО-1» и началось «ЭХО-2».
Вот как описывает распад группы Д. Гонтаренко, "На мой взгляд, по причине того, что объединение из неформального стало превращаться в формальное. Когда этот процесс стал очевиден, Я даже отказался участвовать в 3-й выставки. Для меня не для объединения Она же оказалась и последний."

дк. завод Лобкова в Омске
Объединение «ЭХО-3» раскололось на две группы. По словам организатора группы Крест Геннадия Манжаева, "На каком-то этапе "эховцы" стали чувствовать, что им тесно находиться вместе. Появились два лагеря – ВЛАДИМИРОВ и МАНЖАЕВ. Творческой разницы особо не было, были чисто принципиальные какие-то вещи. Возле меня собрались художники, которые ближе мне. И потом, в "ЭХО" уже начались какие-то такие проявления… власти"


4 comments:

  1. Расторгуев,Владимиров,Дорошкевич,

    ReplyDelete
  2. когда была развеска картин, Владимиров на самые центральные места повесил свои картины ,а Вигу ,Гонтаря по краям далеко от окон ,там темновато и цвет не играл ,вот я и психанул и наорал на него и пригрозил что его шлепнут :-D ,после этого уже мира не могло быть и представляешь через месяц Владимирова хату обокрали (какая случайность (tr)),я всегда хотел что бы всем было здорова ,даже оплатил что бы в павельон провели горячую воду и подключил батареи ,павильон был летний и холодный ,а тут какая то гнида полез на ВИП зону
    огда было собрания ,я взял два листка на одном написал Новиков на другом Владимиров ,подходили парни и вносили себя кто куда ,Вига ,Гонтарь ,Бугаев ,Ярчик ,Исланов ,Грабовский ,и много ище кто ушел на мою сторону ,так и оброзовалось Эхо -2

    ReplyDelete
  3. Насчет плаката я бы все же уточнил... Это ведь Трифонов притащил эскиз и очень настаивал что бы его один в один повторили... И мне пришлось основательно повозится в переделке что б совсем уж один в один не повторять квиновский дизайн...))) практически переделать...

    ReplyDelete
    Replies
    1. От куда информация о Трифонове? Знаете что либо о его судьбе?

      Delete